Страх как двигатель перемен
Рассматривая человека как хранителя индивидуальной системы ценностей, легко понять, что угроза утраты чего-то значимого пробуждает резкое чувство тревоги, перерастающее в страх. Этот внутренний механизм не только формирует наши решения, но и направляет наше поведение во времена неопределенности. Мы инстинктивно стремимся защитить самых дорогих нам людей, зачастую рискуя собой, демонстрируя, насколько глубоко в нас заложен инстинкт сохранения рода. Одновременно, неизведанное и непонятное, будь то темнота или сама смерть, стимулирует потребность в контроле и безопасности, подталкивая нас к поиску надежных ориентиров в жизни. Помимо этого, иррациональные опасения, такие как фобии и суеверия, продолжают влиять на наше мировоззрение, несмотря на отсутствие логического объяснения.
Итогом можно сказать, что страхи – будь то за утраченное, за близких или перед неизведанным – формируют ту матрицу, через которую мы воспринимаем жизненные события. Они не только закладывают фундамент наших решений, но и стимулируют нас к постоянному совершенствованию, позволяя находить баланс между самосохранением и стремлением к переменам. Такой взгляд на страх превращает его из негативного фактора в источник энергии и силы для трансформации личной вселенной.
Какие основные страхи оказывают наибольшее влияние на мировоззрение человека и его жизненные решения?
Основными страхами, оказывающими решающее влияние на мировоззрение и принимаемые человеком решения, являются страх утраты утрате тех ценностей, которые он считает наиболее значимыми, страх за безопасность близких и страх перед неизведанным, что часто сопровождается осознанием собственной уязвимости перед смертью и неизвестностью.
Во-первых, если рассматривать человека как носителя субъективной иерархии ценностей, то возможность утраты того, что для него дорого, пробуждает тревогу, которая легко переходит в страх. Как отмечено в одном источнике, «если принять, что каждый человек руководится своей субъективной иерархией ценностей, то a priori очевидно, что возможность утери дорогих нам ценностей возбуждает в нас беспокойство, легко переходящее в страх. Скупец боится больше всего потерять деньги, сластолюбец – утери способности к половому акту, влюблённый – утери любимой, политик и общественный деятель – утери популярности и так далее» (source: https://otci.eu/w/26146 , page: 936-937). Это подчёркивает, что страх перед потерей личных ценностей определяет важнейшие решения и формирует личное мировоззрение.
Во-вторых, ещё один глубоко укоренившийся страх связан с защитой близких, в частности, детей. Инстинкт родового бессмертия говорит о том, что страх за своих детей и близких проникает глубже, чем страх за собственную жизнь. «Инстинкт родового бессмертия заложен в нас не менее глубоко, чем инстинкт собственного самосохранения. Поэтому самые трусливые отец и мать в нормальном случае будут защищать своих детей ценой собственной жизни» (source: https://otci.eu/w/26147 , page: 931-932). Такая внутренняя установка формирует не только защитное поведение, но и общий взгляд на жизнь, направленный на сохранение и передачу ценностей.
В-третьих, значительное влияние на мировоззрение оказывает страх перед неизвестностью и таинственностью, который проявляется, например, в страхе перед темнотой или смертью. Этот страх возникает из-за ощущения приближения чего-то непостижимого и чуждого: «Мы всегда боимся неизвестности, тайны. На этом основаны детские страхи перед темнотой. Но даже и недетские страхи всегда связаны с ощущением психической тьмы, неисповедимости. Смерть – прыжок в какой-то непостижимый, бездонный темный провал» (source: https://otci.eu/w/26148 , page: 942). Такое чувство неопределённости усиливает стремление к контролю и безопасности в жизни.
Также немаловажным является влияние иррациональных страхов – фобий и инстинктивных суеверий, которые, лишённые рационального обоснования, тем не менее оказывают обременяющее воздействие на личность. Как сказано, «он становится проблематичным, поскольку мы то и дело боимся объектов, которые, с точки зрения здравого смысла, не должны были бы возбуждать страха. Сюда относятся прежде всего «фобии», эти инстинктивные суеверия, которыми изобилует душа всякого невротика» (source: https://otci.eu/w/26149 , page: 931-933).
Таким образом, мировоззрение человека формируется под влиянием нескольких ключевых страхов: страха утраты личностно ценных вещей, тревоги за безопасность и благополучие близких, а также страха перед неизвестностью и смертью. Они взаимосвязаны и отражают как биологические инстинкты самосохранения, так и субъективное понимание истинных ценностей в жизни.
Supporting citation(s):
"Если принять, что каждый человек руководится своей субъективной иерархией ценностей, то a priori очевидно, что возможность утери дорогих нам ценностей возбуждает в нас беспокойство, легко переходящее в страх. Скупец боится больше всего потерять деньги, сластолюбец – утери способности к половому акту, влюблённый – утери любимой, политик и общественный деятель – утери популярности и так далее." (source: https://otci.eu/w/26150 , page: 936-937)
"Инстинкт родового бессмертия заложен в нас не менее глубоко, чем инстинкт собственного самосохранения. Поэтому самые трусливые отец и мать в нормальном случае будут защищать своих детей ценой собственной жизни." (source: https://otci.eu/w/26151 , page: 931-932)
"Мы всегда боимся неизвестности, тайны. На этом основаны детские страхи перед темнотой. Но даже и недетские страхи всегда связаны с ощущением психической тьмы, неисповедимости. Смерть – прыжок в какой-то непостижимый, бездонный темный провал." (source: https://otci.eu/w/26152 , page: 942)
"Он становится проблематичным, поскольку мы то и дело боимся объектов, которые, с точки зрения здравого смысла, не должны были бы возбуждать страха. Сюда относятся прежде всего «фобии», эти инстинктивные суеверия, которыми изобилует душа всякого невротика." (source: https://otci.eu/w/26153 , page: 931-933)
Продолжить дисскуссию...(https://otci.eu/w/26154)
https://tamtak.ru/places/2250.html
https://fleetphoto.ru/photo/490983/
https://www.sechenov.ru/pressroom/news/my-lechim-dushu-v-sechenovskom-universitete-otkrylas-pervaya-vserossiyskaya-konferentsiya-po-klinich/
https://www.vesti.ru/article/4189881
https://24tv.ua/education/ru/obrazovanie-za-rubezhom-dlja-ukraincev-skolko-uchenikov-uchatsja-v-inostrannyh-shkolah-obrazovanie_n2651968
https://volga.news/article/740200.html
https://donpress.ru/den-grigorija-palamy-torzhestvo-pravoslavnogo-bogoslovija/
https://www.instagram.com/nikolay.pomogi/p/DB0D6rKoID8/
https://www.youtube.com/watch?v=AZuVueaB99Q
https://www.klerk.ru/buh/articles/641149/
https://bcfor.eu/a/en/3674 https://bcfor.eu/a/es/3674
Comments
Post a Comment