Пределы познания: агностицизм и вопрос о духовном опыте
Можно ли рассматривать агностицизм как форму знания, являющуюся плодом познания?
Агностицизм, по сути, занимает скептическую позицию относительно возможности познания истины (в частности – религиозной истины), а не представляет собой позитивное знание, являющееся результатом познания. Другими словами, агностицизм отрицает возможность достижения твёрдого и непосредственного знания о сущности вещей, в том числе Бога, и, исходя из этого, не может рассматриваться как плод глубокого познания, которое опирается на внутренний опыт и непосредственное воздействие на душу.
Так, как отмечается в одном из источников, агностицизм позиционируется как убеждение, что религиозное знание не может иметь опытной, чувственной основы:
"Им предполагается, что религиозное знание не может быть эмпирическим (опытным), т. е. иметь в своей основе специальное чувственное восприятие. Безусловное, рассуждают агностики, лежит вне области чувственного восприятия, не может давать ощущение ο Себе или производить на нас впечатление, а потому мы не можем ни убедиться в реальном бытии Божества, ни тем более — познавать Его. Но мысль об отсутствии опытной основы в религиозном знании — мысль ошибочная. Конечно, невозможно ощущение Божества внешними чувствами, но возможно и действительно бывает воздействие Божества на человека не только лишь внешнее, посредствуемое природой, но и внутреннее — на душу, воспринимаемое внутренним чувством. Вот это-то благодатное воздействие Божества на душу и служит опытной основой богопознания." (source: https://otci.eu/w/22616 , page: 59).
Таким образом, позиция агностицизма основывается именно на отрицании возможности достоверного познания сущности, отталкиваясь от ограничения чувственного восприятия. Познание, как плод усилий и внутреннего переживания, строится на наличии положительного опыта, который позволяет установить связь с объектом знания. А поскольку агностицизм не предоставляет такого положительного опыта, а лишь отмечает пределы наших возможностей, его нельзя считать формой знания, а скорее – отражением сомнений и ограничения возможностей познания.
Supporting citation(s):
"Им предполагается, что религиозное знание не может быть эмпирическим (опытным)... Но мысль об отсутствии опытной основы в религиозном знании — мысль ошибочная. Конечно, невозможно ощущение Божества внешними чувствами, но возможно и действительно бывает воздействие Божества на человека не только лишь внешнее, посредствуемое природой, но и внутреннее — на душу, воспринимаемое внутренним чувством. Вот это-то благодатное воздействие Божества на душу и служит опытной основой богопознания." (source: https://otci.eu/w/22617 , page: 59).
Таким образом, агностицизм не является результатом познания, а воплощает скорее скептическое отношение к возможности познания, что и лишает его статуса положительного знания.
Продолжить дисскуссию...(https://otci.eu/w/22618)
https://mosregtoday.ru/news/interesnoe/18-oktjabrja-kakoj-segodnja-pravoslavnyj-prazdnik-traditsii-i-primety-etogo-dnja/
https://fonar.tv/photorep/2025/03/13/v-belgorode-kardiohirurgi-proveli-unikalnuyu-operaciyu-na-mitralnom-klapane-serdca
https://usinsk.online/news/dobrovoltsy-iz-usinska-proshli-obuchenie-po-poisku-propavshih-lyudej/
http://www.magcity74.ru/news/86008-uchastniki-svo-i-ih-semi-mogut-poluchit-pomoshh-v-postroenii-karernoj-traektorii-v-zhenskom-klube-pri-czn-cheljabinskoj-oblasti.html
https://www.youtube.com/watch?v=nW8Hz-trlIw
https://www.vietnam.vn/ru/kyna-english-giao-duc-online-voi-ai-va-lo-trinh-hoc-ca-nhan-hoa/
https://rutube.ru/video/b8d16c5d72aaf62607892ee7d795b9b1/
https://www.mos.ru/news/item/140727073/
https://zab.tv/news/73190
https://sport5.by/news/hockey/kkhl/Kulbakov-vyshel-na-seriyu-bullitov-i-pomog-Torpedo-obygrat-moskovskoe-Dinamo/
Comments
Post a Comment